Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Исходным для нас стало положение о том, что каникулы – свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация. Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» был организован на базе Земцовской школы. В распоряжении отдыхающих школьников игровые комнаты, спортивная зона (спортивный зал, спортивная площадка), столовая, раздевалка, туалетные комнаты. Все помещения оснащены необходимым оборудованием, эстетически оформлены.
Прилегающая к зданию территория оборудована необходимым для полноценного отдыха детей инвентарем: спортивными сооружениями, имеются открытые площадки для проведения подвижных игр и спортивных мероприятий. Украшают пришкольную территорию зеленые газоны, цветочные клумбы. Пришкольный летний лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» был открыт с 2 июня по 22 июня. Его ежедневно посещали 43 человека, из них 35 человек за счет средств бюджета и 8 человек - ТОСЗН. Это дети 1-8 классов. Пришкольный летний лагерь с дневным пребыванием детей с 3 - х разовым питанием. Продолжительность смены -21 день. Работа проводилась в соответствии с режимом дня. Открытие смены состоялось 2 июня. Все дети и воспитатели приняли активное участие в праздничной программе, посвященной открытию лагерной смены.
Цели воспитательной работы:
· развивать творческие способности,
· учить самостоятельно выбирать для себя досуговые занятия,
· воспитывать трудолюбие, доброе отношение к товарищам, дорожить дружбой, уважать старших,
· формирование осознанной необходимости знать и выполнять правила дорожного движения.
В пришкольном лагере с дневным пребыванием детей были проведены беседы о правилах безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей работал по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности. Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере с дневным пребыванием детей является сохранение и укрепление здоровья, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики
- спортивные игры;
- эстафеты и соревнования;
- организация здорового питания детей;
- подвижные спортивные игры.
Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Пищеблок укомплектован электрическими печами, духовым шкафом, холодильниками. Питание осуществлялось согласно режимным моментам (завтрак, обед, полдник) по заранее составленному и утвержденному меню. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно- профилактическая ценность. За период работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей пищевых отравлений и расстройств у детей не наблюдалось. Согласно опросу воспитанников качеством питания они остались довольны.
Организация активного досуга.
Организация досуговой деятельности детей – один из важных компонентов процесса жизнедеятельности детей в ходе пребывания их в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Досуг рассматривается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью. С этой целью были созданы игровые и культурно - досуговые зоны. Игровые комнаты укомплектованы необходимыми наборами различных настольных игр, спортивным инвентарем, библиотекой. К услугам отдыхающих детей просторный класс, оснащенный ноутбуком, проектором и экраном, в котором проводились все массовые музыкальные и развлекательные мероприятия. Одной из самых любимых зон для ребят стал спортивный зал, где можно было заняться физическими упражнениями, поиграть в подвижные игры. Большая часть времени отводилась пребыванию на свежем воздухе. Дети с удовольствием играли на открытой площадке.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей.
Формы работы:
- Игра;
- Конкурс;
- Викторина;
- Библиотечный час;
- Просмотр фильма;
- Чтение книги;
- Дискотека.
Работа по патриотическому воспитанию.
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
- беседа «Символика Российской Федерации»;
- дискуссия «Природа моего края»;
- конкурс рисунков «Чтобы не было войны!» .
Большинство проводимых мероприятий формировали позитивный социальный опыт, способствовали гражданскому становлению, развивали творческие способности, воспитывали чувство прекрасного, патриотизма. Это беседы, которые проводили воспитатели и заведующая сельской библиотекой Егорова Е.Н.: «Книга – зеркало жизни», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина», «Пусть будет мир на всей земле», «Порядок время бережёт» и другие.
Результаты и выводы:
Таким образом, цели, поставленные перед педагогическим коллективом пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей, были достигнуты. Ученики хорошо отдохнули, получили новые знания об истории своего поселка, его традициях, историческом наследии, расширили свой кругозор. Смена прошла без травм и происшествий. Подводя итог, отметим, что каждый день пребывания был полон эмоций, насыщен мероприятиями и зарядом бодрого настроения. В полной мере можно сказать, что задачи, поставленные на начало сезона, воспитателями были выполнены в полном объёме. В течение всей смены старались поддерживать чистоту и порядок на территории школы. В целом работа лагеря была активной и весьма плодотворной.
Начальник пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей Е.В. Клочкова |